Project A или Valorant: каким получился первый шутер от Riot Games Материал редакции
Впечатления от визита к разработчикам и нескольких часов в игре.
В октябре 2019 года Riot Games объявила, что больше не хочет быть студией одной игры и представила сразу несколько проектов в новых для себя жанрах — от конкурента Hearthstone до полноценного AAA-файтинга с персонажами League of Legends.
Среди всех анонсов компании сильнее всех выделялся Project A. Как ни крути, шутер — самый популярный жанр, и по-настоящему важных соревновательных игр в нём не выходило уже несколько лет.
Для Riot это шанс как минимум привлечь новую аудиторию и занять почётное место среди тайтлов уровня Rainbow Six Siege, а как максимум — забрать у них пальму первенства и внимание миллионов игроков.
В конце января в обстановке секретности DTF посетил офис Riot Games в Санта-Монике и провёл там два дня, играя в актуальный на тот момент билд Project A и общаясь с разработчиками.
Как вы уже, наверное, догадались, этот шутер — самый близкий к релизу из всех «проджектов», и с этой минуты его можно официально называть Valorant.
Офис Riot Games находится в 15 минутах от побережья океана, и поначалу трудно себе представить, как в таком месте вообще возможно концентрироваться на работе, но у сотрудников компании это всё же получается.
Привыкшие к калифорнийскому солнцу «риотовцы» не упускают возможности пошутить про свой климат, когда на пороге оказываются гости из России. «Какой у нас тут суровый январь!», — с ехидной улыбкой говорит нам представительница компании, когда на улице уже хорошо за плюс двадцать.
Сразу после раздачи бейджей нас проводят через красивую бамбуковую рощу и баскетбольную площадку в кинозал, оформленный в стилистике «Звёздных войн» (даже лампы в нём включаются со звуком активации светового меча). Именно в нём мы впервые узнаём, как Project A называется на самом деле.
Из предыдущих абзацев может показаться, что Riot решила впечатлить журналистов особо пафосной презентацией. Но это не так. Наоборот, с первых же минут становится понятно, что компания, которая за 2019 год на League of Legends выручила больше миллиарда долларов, решила откинуть маркетинговую мишуру и максимально откровенно рассказать о своей новой игре.
Первая в мире демонстрация шутера Valorant чем-то напоминает выступления с докладами в университете. Сотрудники, многие из которых явно не привыкли к публичным выступлениям, по очереди выходят с небольшими докладами и простенькими презентациями в PowerPoint.
И дело не в том, что Riot отнеслась к показу пренебрежительно, а в том, что она предпочла вывести к журналистам не пиарщиков, а разработчиков: они знают, о чём говорят, потому что сами делают игру, просто не привыкли к маркетинговым формулировкам.
Что удивило ещё сильнее, гостям разрешили задавать любые вопросы про шутер — от монетизации до контента на старте, хотя обычно крупные студии стараются такой информацией настолько рано не делиться.
Как сложилась Valorant
Многие разработчики в последние годы прямо с релиза пытаются завалить игроков контентом, считая, что именно в этом секрет успеха. Но Valorant делали «с другого конца». Перед Riot стояла задача создать такую игру, в которой даже одной карты и небольшого пула персонажей было бы достаточно, чтобы с интересом провести перед экраном сотни или даже тысячи часов.
Под руководством исполнительного продюсера Анны Донлон (экс-Treyarch) команда долго тестировала разные режимы и механики в поисках «секретного соуса» — комбинации геймплейных особенностей, которые будут удерживать игроков перед экраном и станут лицом Valorant.
С чем разработчики определились сразу, так это с тем, что они хотят сделать именно тактический шутер, и среди источников вдохновения в Riot называют не только очевидную CS:GO, но и тайтлы вроде Rainbow Six: Siege, Sudden Attack и даже Ghost Recon: Future Soldier.
При этом компания не хотела уходить на совсем уж незнакомые территории, так что во многих отношениях новый шутер должен был напоминать League of Legends — это игра с ярко выраженным соревновательным духом, которая легко читается, работает даже на старых офисных компьютерах и даёт фанатам практически бесконечную кривую сложности.
В результате трёх лет тестирования и итерирования получилась Valorant. Она состоит из множества знакомых элементов, но достаточно выделяется на фоне конкурентов, чтобы о ней хотелось говорить всерьёз.
Как проходят матчи
Valorant — это командный шутер с матчами 5 на 5 и лишь одним (пока что) базовым режимом. Смерть тут скоротечна, а возродиться — за редчайшими исключениями – можно только в следующем раунде. Одна сторона выступает в роли нападения, а другая — обороняется, а потом роли меняются. Задача атакующих — за отведённое время установить и взорвать бомбу на одной из жёстко зафиксированных точек, а обороне, соответственно, нужно этого не допустить. Команда, которая первой набрала 13 побед в 24 раундах (при счёте 12-12 возможен 25-й), побеждает.
Решение разработчиков взять в основу своего нового шутера одну из характерных механик CS:GO может показаться странным, но оно работает. Все телодвижения, связанные с бомбой, создают нужную тактическую глубину и необходимый накал страстей, но при этом не требуют привыкания. Если вы хоть когда-нибудь играли в Counter-Strike, то вы почти сразу освоитесь и в Valorant.
Впрочем, от CS:GO здесь не только бомба, но ещё и попиксельная точность стрельбы, с которой даже одного попадания в кромку головы противника достаточно для убийства (в тело нужно 3-4 пули). В Valorant есть тир со счётчиками урона, в котором вы можете попробовать все винтовки и убедиться в этом самостоятельно.
Здесь нет бластеров, и оружие в игре в основном реалистичное — автоматы, пулемёты, ПП, дробовики и револьверы. При этом у каждой пушки есть свой характер и хорошо просчитываемые параметры разброса и урона. Кучность стрельбы зависит от того, насколько быстро вы двигаетесь, так что Valorant поощряет не бегунов, а тех, кто грамотно обороняется — тем более, что попадания замедляют врагов.
Важные отличия от CS:GO начинаются, когда игра Riot просит вас выбрать одного из персонажей (журналистам показали восемь из планируемых на старте десяти). Герои поначалу внешне напоминают таковых в Overwatch, но первое впечатление обманчиво.
Если в шутере Blizzard персонаж определяет практически весь геймплей, то Valorant в этом плане ближе к Siege: кого бы вы ни предпочли, главным аргументом в конфликтах всё равно будет сначала умение стрелять и ориентироваться в пространстве.
Выбирая героя в Valorant, вы блокируете его для других игроков из вашей команды и не можете сменить его до конца матча. В этом нет никакой проблемы, потому что в игре есть офлайновая тренировочная площадка для теста всех способностей. Вы едва ли почувствуете себя «застрявшим» с каким-то классом, поскольку оружие у всех одинаковое, и именно за ним всегда остаётся последнее слово.
Так в чём, собственно, фишка
Объяснить на словах тот самый «секретный соус» Valorant не так уж просто. Что нужно отметить первым делом, так это то, что игра по ощущениям максимально далека от Overwatch. Персонажи тут достаточно медленно ходят и бегают, практически не прыгают и не спамят своими способностями.
Шутер Blizzard нередко критиковали за то, что на Overwatch со стороны тяжеловато смотреть, и у Valorant такой проблемы нет, она куда более легко читается. Она до мозга костей киберспортивная — хоть завтра устраивай первый чемпионат.
В Valorant нет места хаосу не только потому, что почти все персонажи тут грузные, как оперативники в Siege, но и потому, что их способности жёстко ограничены. Вы наверняка видели, как в первом трейлере девушка по имени Jett легко взмывает на высокий ящик. Так вот, она так может делать всего несколько раз за раунд — да и то, если у неё хватит денег на закупку. Она тут самая шустрая и при этом даже близко не похожа на Трейсер.
Да, тут есть локальная экономическая модель, как в CS:GO. За свои успехи в раундах вы получаете деньги, и на них перед стартом боя закупаете оружие, броню и способности.
У каждого героя есть и своя «ульта», которая копится при убийствах, смертях или действиях с бомбой. Ещё её можно пополнить подняв лежащую на уровне сферу, но это рискованное дело: на её поглощение нужно несколько драгоценных секунд.
Что особенно важно, в игре почти нет способностей, которые помогут вам уничтожить половину вражеской команды разом. Это не Call of Duty и не Overwatch. Даже подобие авиаудара тут достаточно слабое и рассчитанное на точность. Таланты героев в основном нужны за тем, чтобы получить тактическую информацию, обмануть противника или выиграть время.
Разведка, планирование, реализация
После нескольких часов в Valorant я могу с уверенностью сказать, что эту игру определяет то, чего в трейлерах не покажешь — дизайн карт. Для их создания в команду позвали Сальваторе Гароццо, работавшего над несколькими аренами Counter-Strike, включая de_cache, de_nuke_ve, de_train_ve.
Поскольку игра прежде всего тактическая, локации старались сделать хорошо читаемыми и исключать практически любые возможные «бутылочные горлышки». Все бесполезные красоты в Valorant находятся высоко — на уровне глаз игрока нет ничего пёстрого, чтобы противник был всегда хорошо различим.
За время нашего визита в Riot нам дали пробовать две карты — Bind и Haven. На старте Valorant планируется лишь пять уровней, но в данном случае студия надеется перекрыть небольшое количество высоким качеством. До начала наведения марафета каждую локацию сначала долго тестировали в виде серых кубов, чтобы она была уникальной не только внешне, но и привносила в игру новые тактические расклады.
На Bind, например, есть две точки для установки бомбы, но вообще нет «мида». Его отсутствие разработчики компенсировали наличием одностороннего телепорта. Это значит, если атака на первую точку «захлебнулась», то нападающие могут быстро перекинуться на вторую, а обороне придётся на это как-то реагировать.
А вот на Haven полностью противоположная ситуация. «Мид» у неё настолько большой, что его решили превратить в третью точку для установки бомбы. Это сильно меняет расклад игры.
У Bind и Haven, на первый взгляд, практически нет узких мест. К каждой точке есть несколько проходов, а поскольку вопросы в игре решает одна пуля в голову, расслабленно сидеть по углам тут никак не получится. В нейтральных зонах количество укрытий специально сокращено до минимума, чтобы подстегнуть бои, а противников всегда можно застигнуть врасплох, обойдя с фланга — глухих тупиков нет.
Что уже позитивно говорит об игре, так это то, что к концу второго дня журналисты из разных стран перестали строить из себя волков-одиночек и начали действовать слаженно. Например, мы стали специально отправлять двух человек из пяти пошуметь на точке «B», чтобы отвлечь противника и тем временем заминировать «A» или пользоваться способностями, чтобы создать иллюзию нашего присутствия в другом месте. И чем больше мы играли матчей, тем богаче ощущалась мета.
Как я отметил выше, способности персонажей в Valorant больше рассчитаны не на массовые убийства, а работают на тактику. Например, местный медик, Sage, умеет возводить за раунд одну ледяную стену, которая временно перекрывает проход для всех кроме прыгающей Jett. А ещё Sage способна покрыть землю веществом, замедляющим врагов и издающим дополнительный шум при ходьбе.
Именно из-за того, что большинство способностей в игре влияет на окружение, она больше напоминает Siege, чем Overwatch. Кроме того, в Valorant тоже очень важно вынуждать противников выдавать своё местоположение.
После выхода первого трейлера игроки шутили над тем, что в тактическом шутере не может быть возрождения, но оно здесь есть только в качестве «ульты», возникающей довольно редко. Это совсем не похоже на знаменитое «Heroes never die».
Способности героев Valorant можно условно разделить на несколько основных видов. Многие герои умеют так или иначе скрывать свои передвижения: кто — безобидной серой сферой, а кто — стеной ядовитого газа. А у многих есть способности, заточенные под разведку.
Да, тут можно отправить дрона или даже узнать положение врага, прочитав память убитого противника, но особенно на общем фоне выделяется Phoenix. «Ульта» этого персонажа — возможность «сохраниться», ворваться на точку, умереть, а потом вернуться к месту использования способности с полным здоровьем. Само собой, и у него есть слабое место — оживает он с характерным звуком, который может привлечь врагов.
Как это играется
Как можно понять из предыдущей части текста, Valorant — это CS:GO с тактической глубиной Siege, которая по визуальной эстетике напоминает Overwatch.
Если вы вдруг заинтересованы в Valorant как в киберспортивной дисциплине, то больше всего вам поможет именно опыт в CS:GO. Это было хорошо заметно по тому, как один из гостей Riot, бывший чемпион по Counter-Strike, быстро освоился и начал явно доминировать в матчах.
Из этого нужно сделать и ещё один важный вывод: разработчикам придётся хорошо поработать над матчмейкингом, чтобы даже начинающие игроки чувствовали себя нормально. В Riot обещают использовать весь опыт, полученный при работе над League of Legends, но проверить в офисе компании эти слова мы, конечно же, не смогли — тут надо ждать бету.
Другой важный момент: Valorant становится намного лучше в сыгранной команде. Даже экономическая система тут предполагает, что вы можете купить и сбросить оружие для товарища, который потратился в прошлом раунде на дорогую снайперскую винтовку и умер.
Я уже не говорю про переговоры о тактических моментах, для которых разработчики добавили как голосовой чат, так и систему пингов — на манер таковой в Apex Legends. Само собой, вы можете заходить в матчи и волком-одиночкой, но на 100% игра так не раскроется.
У вас наверняка возникает банальный вопрос: а весело ли в ней вообще? Определённо весело. Помимо удачного дизайна карт для Valorant характерна ещё и «честность» геймплея: даже в тех раундах, где я бездарно сливал, я чувствовал исключительно свою вину, и это меня только подстёгивало, а не расстраивало. Тут игра выступает в роли полной противоположности Battlefield V: в шутере Riot вы всегда понимаете, как и почему умерли или слили раунд. Удача тут почти не играет роли, в отличие от скилла.
В дополнение к этому авторам, кажется, удалось сделать так, чтобы способности персонажей работали по методу «камень-ножницы-бумага»: на любое действие обязательно находится противодействие, так что в Valorant никогда нельзя быть ни в чём уверенным на 100%.
В феврале вы наверняка видели заголовки про «Лучшее, во что я играл со времён CS:GO», и сказано это было явно под впечатлением от игр, где одна команда журналистов отыгрывала по 5-6 матч-поинтов у другой. Счёт 13-11 тут вполне обычное дело, и накал страстей получается нешуточный.
Всё, что я могу сказать на данный момент: в первые несколько часов Valorant определённо работает. Что будет через сотню часов или даже через десятки тысяч? Трудно судить. Это игра-сервис, и журналистам показали 1% от того, чем она может быть через пару лет. Но этот процент хорош.
Сначала техническая база — потом всё остальное
О том, как Valorant играется, невозможно говорить, не упоминая её техническую часть. Из-за минималистичной картинки после анонса в сети часто стали писать, что игра Riot похожа на «корейский шутер», но основные бюджеты у неё на самом деле в основном под капотом.
Шутер Riot позиционируется как AAA-игра, в которую можно нормально играть на компьютере семилетней давности. Она сделана на базе Unreal Engine 4, но больше всего сил команда вложила именно в оптимизацию, сетевой код и инфраструктуру.
Riot Games обещает, что минимальный порог вхождения в мир Valorant — это компьютер за 120 долларов со встроенной графикой Intel, где вы получите стабильные 30 FPS. Но по факту игру, конечно, создавали для киберспорта и чудесного мира 144-герцовых и даже 240-герцовых мониторов.
Что особенно важно, высокую частоту кадров в Riot подкрепляют и тикрейтом 128 на выделенных серверах игры. Грубо говоря, это значит, что сервер и клиент будут синхронизироваться между собой 128 раз в секунду. При этом серверы Valorant будут «сглаживать» геймплей игроков с высоким пингом или низким FPS для остальных участников матча, достраивая все его промежуточные движения и в теории лишая его каких-либо преимуществ. Звучит фантастически, и на деле нам это только предстоит проверить, когда игра выйдет в бету.
Разработчики обещают обеспечить задержку менее 35 миллисекунд для 70% игроков по всему миру. Этого хотят достигнуть с помощью инициативы Riot Direct, в рамках которой компания вместе с провайдерами занимается перенаправлением трафика для снижения нагрузки на сеть и обхода или восстановления повреждённых каналов. Если Valorant «взлетит», Riot обещает расширять эту инфрастуктуру.
Эти технические моменты непосредственно связаны и самим геймплеем. Студия поставила перед собой задачу сократить до минимума «Peekers advantage» или попросту преимущество атакующего, когда из-за низкого качества соединения выбегающий из-за угла игрок на несколько мгновений раньше видит того, кто его ожидает.
В дополнение к этому в Valorant используются стандартизированные хитбоксы (у всех классов одинаковая зона регистрации попаданий) и система анимации, которая позволяет игроку мгновенно интуитивно понять направление движения и скорость противника. Последнее особенно сильно выделяет шутер Riot на фоне CS:GO — сразу видно, где игра 2020 года.
В Riot также говорят, что Valorant чуть ли не с первого дня разрабатывалась вместе с античит-системой. Это, например, позволило студии сделать волхаки практически бесполезными. Сетевой код шутера написан так, что клиент получает информацию о расположении противника в самый последний момент. Это значит, что для таких читов действует «туман войны» — им в теории неоткуда брать информацию для того, чтобы злоумышленник мог смотреть сквозь стены.
Кроме того, разработчики отмечают, что стрельбу и перемещение в пространстве на 100% просчитывает сервер, так что телепортация или «режим бога» технически должны быть невозможны. Даже прицел в Valorant не меняет свой цвет, чтобы читер не мог привязать к этому автоматические выстрелы.
Античит игры называется Vanguard и полностью разработан внутри студии: он будет изучать поведение игроков с помощью машинного обучения и, конечно же, репортов.
Читеров планируют выявлять не только в привязке к их аккаунтам, но и по другим параметрам. В компании говорят, что у неё есть способы банить нарушителей, даже если они создадут новый профиль. Также Riot намерена бороться и с разработчиками читов.
Мир и персонажи
Сюжетно Valorant не связана с League of Legends. Это полностью новая франшиза. Действие игры происходит на Земле, и все её персонажи технически — люди, просто с суперспособностями. Каждый агент — представитель определённой страны, и только у одного из них нет известного места назначения.
В Riot отмечают, что в Valorant на первом месте стоит всё же геймплей. У каждого героя будет своя биография, и каждая карта будет раскрывать какое-то важное событие в мире шутера, но в целом сюжет тут должен оставаться на фоне.
Планов по выпуску PvE-контента или полноценной кампании у разработчиков пока нет, но если аудитории это будет интересно, студия рассмотрит и такой вариант.
Всего журналистам показали 8 персонажей, хотя на старте планируется десять.
Phoenix (Великобритания) — темнокожий парень в стильной куртке, который орудует огненными способностями (файрболлы, стены огня, ракеты), а ещё может один раз возродиться после смерти, если использовал «ульту».
Jett (Корея) — девушка с высокой мобильностью, чаще всего заходит противнику в тыл, пользуясь умением высоко прыгать, скрывать свои передвижения с помощью тумана и ускоряться на короткое время. Её «ульта» — метание смертоносных шипов, требующих точности, но легко убивающих врагов.
Viper (США) — девушка, которая орудует кислотой. Она может кидать её на землю, нанося урон врагам, а также создавать кислотную стену или кислотное облако. Её «ульта» — создание кислотного купола, который наносит урон всем, попадающим в него игрокам, и подсвечивает врагов. Такой здорово развернуть прямо на точке после установки бомбы.
Sova (Россия) — российский разведчик и лучник. Умеет выпускать дрона-филина и специальную стрелу-локатор, которая подсвечивает всех врагов в прямой видимости (её можно быстро уничтожить выстрелом). Его «ульта» — три направленных энергетических импульса, которые наносят урон врагам и подсвечивают их местоположение.
Cypher (Марокко) — разведчик, который может установить камеру или узнать локацию врагов, «допросив» их погибшего соратника (это «ульта»). Кроме того, он ставит растяжки и киберклетки. Первые оглушают и обнаруживают врагов, а вторые — замедляют.
Brimstone (США) — пожилой американский вояка, который умеет метать напалм, создавать дымовую завесу и повышать скорострельность соратников специальным маячком. «Ульта» — орбитальный удар, который вызывается с помощью мини-карты.
Sage (Китай) — девушка-медик, которая не только лечит союзников, но и создаёт неудобства для врагов. Она может возвести ледяную стену (тает со временем и разрушается выстрелами) или покрыть часть уровня липкой субстанцией, которая замедляет движение, отключает прыжки и издаёт шум при попадании в неё врагов. «Ульта» Sage — воскрешение одного союзника с полным запасом здоровья.
Omen (происхождение неизвестно) — умеет телепортироваться на короткие расстояния и выпускать «эфирную тень», ограничивающую обзор противников. А также создаёт сферу, застилающую обзор. Его «ульта» — телепортация в любую точку карты в форме тени, уничтожение которой не означает смерть самого героя.
Ключевые моменты про монетизацию, платформы и дату старта
Valorant, как и League of Legends, распространяется по модели free-to-play. Покупать можно только «косметику» — например, нам показали скины для оружия.
Это игра для ПК. Разработчики планируют поэкспериментировать с геймпадами и консолями, но если на других платформах не удастся сохранить суть Valorant, она на них не выйдет. Главная проблема тут как раз в попиксельной точности стрельбы.
Это игра-сервис, которую будут запускать постепенно — сначала беты, а уже потом, где-то летом 2020 года, релиз. Разработчики отмечают, что это лишь начало — игру готовы развивать хоть десять лет, и направления для развития должны подсказать сами игроки.
Планируется релиз «в большинстве стран мира», и в их число входит Россия.
Valorant делают программисты, лиды и художники League of Legends вместе с ветеранами CS:GO, Call of Duty, Battlefield, Halo, Destiny и Gears of War. Руководит проектом Анна Донлон, которая работала в Treyarch, Beenox и Vicarious Visions.
Игра будет запускаться через собственный лаунчер Riot.
На старте планируется 10 персонажей и 5 карт. Беты будут отличаться от релиза по количеству контента.
В игре будет сквозная прогрессия — с заданиями, скинами, а также бесплатными и платными анлоками контента. Её журналистам не показали.
Разработчики думают про казуальный режим игры, но на релизе в ней будет только жёсткий тактический геймплей, не прощающий ошибок. Само собой, в Valorant будут ранговые матчи.
На релизе в игре не будет поддержки модов.
Разделение по регионам хотят сделать только для того, чтобы собирать в матчах игроков с минимальным пингом. Пока непонятно, как оно будет работать.
Трейлер с геймплеем
Ролик почему-то выложили в 30 FPS, что, конечно, не лучшим образом показывает игру, заточенную под 144 Гц и более.
Официальный сайт
Что в итоге
Должен признать, что я отправлялся на закрытый показ Valorant со скепсисом, но после демонстрации игры мне пока по большому счёту нечего ей предъявить. Всё, что нам представили разработчики, выглядело убедительно, у самого шутера есть потенциал, а Riot в данном случае выглядит как компания, которая знает, чего хочет аудитория.
Главный имиджевый минус Valorant, пожалуй, в том, насколько сильно она похожа на CS:GO. Игра Riot ощущается как агрессивное нападение на шутер Valve, которому в этом году исполняется восемь лет и который при этом продолжает бить рекорды в Steam. При этом Valorant язык не поворачивается назвать клоном — похожи в ней только базовые вещи.
Презентация Valorant была по-хорошему открытой и «гиковской». Разработчики честно признавались, что впереди их ждёт множество ошибок, но поскольку релиз в таких случаях — простая формальность, их можно будет исправить — одну за другой. Ну и наделать новых, конечно.
Когда мы обсуждали шутер Riot с коллегами из итальянского Multiplayer.it, они отмечали что у Valorant действительно есть шансы стать очень большой игрой — уже только один дизайн карт достоин внимания. У авторов League of Legends в наличии и кадры, опыт и деньги, чтобы достигнуть успеха. Впрочем, даже самые крупные студии не застрахованы от стратегических ошибок и проблем в руководстве, так что гадать тут бесполезно — всё зависит от следующих шагов разработчиков.
Я не могу спрогнозировать, что будет с Valorant через год или через пять, но игра сейчас ощущается как осовремененная версия CS:GO для тех, кому надоел CS:GO. Примерно как Overwatch когда-то переманивала к себе часть аудитории Team Fortress 2 и других популярных шутеров. И уже только это звучит как путь к успеху, не говоря уже о том, что у Riot есть опыт с превращением League of Legends в глобальный феномен.
На ивенте для прессы разработчики неохотно говорили о монетизации, но не умалчивали о ней что-то, а просто явно считали, что это, наверное, самая неинтересная часть их игры. Все методы и все схемы уже отработаны на LoL, так что студия сконцентрирована прежде всего на том, чтобы игроки просто попробовали Valorant и втянулись в неё. Со стартовой ценой в ноль рублей эта цель кажется более чем реальной. Зачем верить на слово, если можно просто попробовать?
В октябре 2019 года Riot Games объявила, что больше не хочет быть студией одной игры и представила сразу несколько проектов в новых для себя жанрах — от конкурента Hearthstone до полноценного AAA-файтинга с персонажами League of Legends.
Среди всех анонсов компании сильнее всех выделялся Project A. Как ни крути, шутер — самый популярный жанр, и по-настоящему важных соревновательных игр в нём не выходило уже несколько лет.
Для Riot это шанс как минимум привлечь новую аудиторию и занять почётное место среди тайтлов уровня Rainbow Six Siege, а как максимум — забрать у них пальму первенства и внимание миллионов игроков.
В конце января в обстановке секретности DTF посетил офис Riot Games в Санта-Монике и провёл там два дня, играя в актуальный на тот момент билд Project A и общаясь с разработчиками.
Как вы уже, наверное, догадались, этот шутер — самый близкий к релизу из всех «проджектов», и с этой минуты его можно официально называть Valorant.
Простые ребята из Калифорнии
Офис Riot Games находится в 15 минутах от побережья океана, и поначалу трудно себе представить, как в таком месте вообще возможно концентрироваться на работе, но у сотрудников компании это всё же получается.
Привыкшие к калифорнийскому солнцу «риотовцы» не упускают возможности пошутить про свой климат, когда на пороге оказываются гости из России. «Какой у нас тут суровый январь!», — с ехидной улыбкой говорит нам представительница компании, когда на улице уже хорошо за плюс двадцать.
Сразу после раздачи бейджей нас проводят через красивую бамбуковую рощу и баскетбольную площадку в кинозал, оформленный в стилистике «Звёздных войн» (даже лампы в нём включаются со звуком активации светового меча). Именно в нём мы впервые узнаём, как Project A называется на самом деле.
Из предыдущих абзацев может показаться, что Riot решила впечатлить журналистов особо пафосной презентацией. Но это не так. Наоборот, с первых же минут становится понятно, что компания, которая за 2019 год на League of Legends выручила больше миллиарда долларов, решила откинуть маркетинговую мишуру и максимально откровенно рассказать о своей новой игре.
Первая в мире демонстрация шутера Valorant чем-то напоминает выступления с докладами в университете. Сотрудники, многие из которых явно не привыкли к публичным выступлениям, по очереди выходят с небольшими докладами и простенькими презентациями в PowerPoint.
И дело не в том, что Riot отнеслась к показу пренебрежительно, а в том, что она предпочла вывести к журналистам не пиарщиков, а разработчиков: они знают, о чём говорят, потому что сами делают игру, просто не привыкли к маркетинговым формулировкам.
Что удивило ещё сильнее, гостям разрешили задавать любые вопросы про шутер — от монетизации до контента на старте, хотя обычно крупные студии стараются такой информацией настолько рано не делиться.
Как сложилась Valorant
Многие разработчики в последние годы прямо с релиза пытаются завалить игроков контентом, считая, что именно в этом секрет успеха. Но Valorant делали «с другого конца». Перед Riot стояла задача создать такую игру, в которой даже одной карты и небольшого пула персонажей было бы достаточно, чтобы с интересом провести перед экраном сотни или даже тысячи часов.
Под руководством исполнительного продюсера Анны Донлон (экс-Treyarch) команда долго тестировала разные режимы и механики в поисках «секретного соуса» — комбинации геймплейных особенностей, которые будут удерживать игроков перед экраном и станут лицом Valorant.
С чем разработчики определились сразу, так это с тем, что они хотят сделать именно тактический шутер, и среди источников вдохновения в Riot называют не только очевидную CS:GO, но и тайтлы вроде Rainbow Six: Siege, Sudden Attack и даже Ghost Recon: Future Soldier.
При этом компания не хотела уходить на совсем уж незнакомые территории, так что во многих отношениях новый шутер должен был напоминать League of Legends — это игра с ярко выраженным соревновательным духом, которая легко читается, работает даже на старых офисных компьютерах и даёт фанатам практически бесконечную кривую сложности.
В результате трёх лет тестирования и итерирования получилась Valorant. Она состоит из множества знакомых элементов, но достаточно выделяется на фоне конкурентов, чтобы о ней хотелось говорить всерьёз.
Как проходят матчи
Valorant — это командный шутер с матчами 5 на 5 и лишь одним (пока что) базовым режимом. Смерть тут скоротечна, а возродиться — за редчайшими исключениями – можно только в следующем раунде. Одна сторона выступает в роли нападения, а другая — обороняется, а потом роли меняются. Задача атакующих — за отведённое время установить и взорвать бомбу на одной из жёстко зафиксированных точек, а обороне, соответственно, нужно этого не допустить. Команда, которая первой набрала 13 побед в 24 раундах (при счёте 12-12 возможен 25-й), побеждает.
Решение разработчиков взять в основу своего нового шутера одну из характерных механик CS:GO может показаться странным, но оно работает. Все телодвижения, связанные с бомбой, создают нужную тактическую глубину и необходимый накал страстей, но при этом не требуют привыкания. Если вы хоть когда-нибудь играли в Counter-Strike, то вы почти сразу освоитесь и в Valorant.
Впрочем, от CS:GO здесь не только бомба, но ещё и попиксельная точность стрельбы, с которой даже одного попадания в кромку головы противника достаточно для убийства (в тело нужно 3-4 пули). В Valorant есть тир со счётчиками урона, в котором вы можете попробовать все винтовки и убедиться в этом самостоятельно.
Здесь нет бластеров, и оружие в игре в основном реалистичное — автоматы, пулемёты, ПП, дробовики и револьверы. При этом у каждой пушки есть свой характер и хорошо просчитываемые параметры разброса и урона. Кучность стрельбы зависит от того, насколько быстро вы двигаетесь, так что Valorant поощряет не бегунов, а тех, кто грамотно обороняется — тем более, что попадания замедляют врагов.
Важные отличия от CS:GO начинаются, когда игра Riot просит вас выбрать одного из персонажей (журналистам показали восемь из планируемых на старте десяти). Герои поначалу внешне напоминают таковых в Overwatch, но первое впечатление обманчиво.
Если в шутере Blizzard персонаж определяет практически весь геймплей, то Valorant в этом плане ближе к Siege: кого бы вы ни предпочли, главным аргументом в конфликтах всё равно будет сначала умение стрелять и ориентироваться в пространстве.
Выбирая героя в Valorant, вы блокируете его для других игроков из вашей команды и не можете сменить его до конца матча. В этом нет никакой проблемы, потому что в игре есть офлайновая тренировочная площадка для теста всех способностей. Вы едва ли почувствуете себя «застрявшим» с каким-то классом, поскольку оружие у всех одинаковое, и именно за ним всегда остаётся последнее слово.
Так в чём, собственно, фишка
Объяснить на словах тот самый «секретный соус» Valorant не так уж просто. Что нужно отметить первым делом, так это то, что игра по ощущениям максимально далека от Overwatch. Персонажи тут достаточно медленно ходят и бегают, практически не прыгают и не спамят своими способностями.
Шутер Blizzard нередко критиковали за то, что на Overwatch со стороны тяжеловато смотреть, и у Valorant такой проблемы нет, она куда более легко читается. Она до мозга костей киберспортивная — хоть завтра устраивай первый чемпионат.
В Valorant нет места хаосу не только потому, что почти все персонажи тут грузные, как оперативники в Siege, но и потому, что их способности жёстко ограничены. Вы наверняка видели, как в первом трейлере девушка по имени Jett легко взмывает на высокий ящик. Так вот, она так может делать всего несколько раз за раунд — да и то, если у неё хватит денег на закупку. Она тут самая шустрая и при этом даже близко не похожа на Трейсер.
Да, тут есть локальная экономическая модель, как в CS:GO. За свои успехи в раундах вы получаете деньги, и на них перед стартом боя закупаете оружие, броню и способности.
У каждого героя есть и своя «ульта», которая копится при убийствах, смертях или действиях с бомбой. Ещё её можно пополнить подняв лежащую на уровне сферу, но это рискованное дело: на её поглощение нужно несколько драгоценных секунд.
Что особенно важно, в игре почти нет способностей, которые помогут вам уничтожить половину вражеской команды разом. Это не Call of Duty и не Overwatch. Даже подобие авиаудара тут достаточно слабое и рассчитанное на точность. Таланты героев в основном нужны за тем, чтобы получить тактическую информацию, обмануть противника или выиграть время.
Разведка, планирование, реализация
После нескольких часов в Valorant я могу с уверенностью сказать, что эту игру определяет то, чего в трейлерах не покажешь — дизайн карт. Для их создания в команду позвали Сальваторе Гароццо, работавшего над несколькими аренами Counter-Strike, включая de_cache, de_nuke_ve, de_train_ve.
Поскольку игра прежде всего тактическая, локации старались сделать хорошо читаемыми и исключать практически любые возможные «бутылочные горлышки». Все бесполезные красоты в Valorant находятся высоко — на уровне глаз игрока нет ничего пёстрого, чтобы противник был всегда хорошо различим.
За время нашего визита в Riot нам дали пробовать две карты — Bind и Haven. На старте Valorant планируется лишь пять уровней, но в данном случае студия надеется перекрыть небольшое количество высоким качеством. До начала наведения марафета каждую локацию сначала долго тестировали в виде серых кубов, чтобы она была уникальной не только внешне, но и привносила в игру новые тактические расклады.
На Bind, например, есть две точки для установки бомбы, но вообще нет «мида». Его отсутствие разработчики компенсировали наличием одностороннего телепорта. Это значит, если атака на первую точку «захлебнулась», то нападающие могут быстро перекинуться на вторую, а обороне придётся на это как-то реагировать.
А вот на Haven полностью противоположная ситуация. «Мид» у неё настолько большой, что его решили превратить в третью точку для установки бомбы. Это сильно меняет расклад игры.
У Bind и Haven, на первый взгляд, практически нет узких мест. К каждой точке есть несколько проходов, а поскольку вопросы в игре решает одна пуля в голову, расслабленно сидеть по углам тут никак не получится. В нейтральных зонах количество укрытий специально сокращено до минимума, чтобы подстегнуть бои, а противников всегда можно застигнуть врасплох, обойдя с фланга — глухих тупиков нет.
Что уже позитивно говорит об игре, так это то, что к концу второго дня журналисты из разных стран перестали строить из себя волков-одиночек и начали действовать слаженно. Например, мы стали специально отправлять двух человек из пяти пошуметь на точке «B», чтобы отвлечь противника и тем временем заминировать «A» или пользоваться способностями, чтобы создать иллюзию нашего присутствия в другом месте. И чем больше мы играли матчей, тем богаче ощущалась мета.
Как я отметил выше, способности персонажей в Valorant больше рассчитаны не на массовые убийства, а работают на тактику. Например, местный медик, Sage, умеет возводить за раунд одну ледяную стену, которая временно перекрывает проход для всех кроме прыгающей Jett. А ещё Sage способна покрыть землю веществом, замедляющим врагов и издающим дополнительный шум при ходьбе.
Именно из-за того, что большинство способностей в игре влияет на окружение, она больше напоминает Siege, чем Overwatch. Кроме того, в Valorant тоже очень важно вынуждать противников выдавать своё местоположение.
После выхода первого трейлера игроки шутили над тем, что в тактическом шутере не может быть возрождения, но оно здесь есть только в качестве «ульты», возникающей довольно редко. Это совсем не похоже на знаменитое «Heroes never die».
Способности героев Valorant можно условно разделить на несколько основных видов. Многие герои умеют так или иначе скрывать свои передвижения: кто — безобидной серой сферой, а кто — стеной ядовитого газа. А у многих есть способности, заточенные под разведку.
Да, тут можно отправить дрона или даже узнать положение врага, прочитав память убитого противника, но особенно на общем фоне выделяется Phoenix. «Ульта» этого персонажа — возможность «сохраниться», ворваться на точку, умереть, а потом вернуться к месту использования способности с полным здоровьем. Само собой, и у него есть слабое место — оживает он с характерным звуком, который может привлечь врагов.
Как это играется
Как можно понять из предыдущей части текста, Valorant — это CS:GO с тактической глубиной Siege, которая по визуальной эстетике напоминает Overwatch.
Если вы вдруг заинтересованы в Valorant как в киберспортивной дисциплине, то больше всего вам поможет именно опыт в CS:GO. Это было хорошо заметно по тому, как один из гостей Riot, бывший чемпион по Counter-Strike, быстро освоился и начал явно доминировать в матчах.
Из этого нужно сделать и ещё один важный вывод: разработчикам придётся хорошо поработать над матчмейкингом, чтобы даже начинающие игроки чувствовали себя нормально. В Riot обещают использовать весь опыт, полученный при работе над League of Legends, но проверить в офисе компании эти слова мы, конечно же, не смогли — тут надо ждать бету.
Другой важный момент: Valorant становится намного лучше в сыгранной команде. Даже экономическая система тут предполагает, что вы можете купить и сбросить оружие для товарища, который потратился в прошлом раунде на дорогую снайперскую винтовку и умер.
Я уже не говорю про переговоры о тактических моментах, для которых разработчики добавили как голосовой чат, так и систему пингов — на манер таковой в Apex Legends. Само собой, вы можете заходить в матчи и волком-одиночкой, но на 100% игра так не раскроется.
У вас наверняка возникает банальный вопрос: а весело ли в ней вообще? Определённо весело. Помимо удачного дизайна карт для Valorant характерна ещё и «честность» геймплея: даже в тех раундах, где я бездарно сливал, я чувствовал исключительно свою вину, и это меня только подстёгивало, а не расстраивало. Тут игра выступает в роли полной противоположности Battlefield V: в шутере Riot вы всегда понимаете, как и почему умерли или слили раунд. Удача тут почти не играет роли, в отличие от скилла.
В дополнение к этому авторам, кажется, удалось сделать так, чтобы способности персонажей работали по методу «камень-ножницы-бумага»: на любое действие обязательно находится противодействие, так что в Valorant никогда нельзя быть ни в чём уверенным на 100%.
В феврале вы наверняка видели заголовки про «Лучшее, во что я играл со времён CS:GO», и сказано это было явно под впечатлением от игр, где одна команда журналистов отыгрывала по 5-6 матч-поинтов у другой. Счёт 13-11 тут вполне обычное дело, и накал страстей получается нешуточный.
Всё, что я могу сказать на данный момент: в первые несколько часов Valorant определённо работает. Что будет через сотню часов или даже через десятки тысяч? Трудно судить. Это игра-сервис, и журналистам показали 1% от того, чем она может быть через пару лет. Но этот процент хорош.
Сначала техническая база — потом всё остальное
О том, как Valorant играется, невозможно говорить, не упоминая её техническую часть. Из-за минималистичной картинки после анонса в сети часто стали писать, что игра Riot похожа на «корейский шутер», но основные бюджеты у неё на самом деле в основном под капотом.
Шутер Riot позиционируется как AAA-игра, в которую можно нормально играть на компьютере семилетней давности. Она сделана на базе Unreal Engine 4, но больше всего сил команда вложила именно в оптимизацию, сетевой код и инфраструктуру.
Riot Games обещает, что минимальный порог вхождения в мир Valorant — это компьютер за 120 долларов со встроенной графикой Intel, где вы получите стабильные 30 FPS. Но по факту игру, конечно, создавали для киберспорта и чудесного мира 144-герцовых и даже 240-герцовых мониторов.
Что особенно важно, высокую частоту кадров в Riot подкрепляют и тикрейтом 128 на выделенных серверах игры. Грубо говоря, это значит, что сервер и клиент будут синхронизироваться между собой 128 раз в секунду. При этом серверы Valorant будут «сглаживать» геймплей игроков с высоким пингом или низким FPS для остальных участников матча, достраивая все его промежуточные движения и в теории лишая его каких-либо преимуществ. Звучит фантастически, и на деле нам это только предстоит проверить, когда игра выйдет в бету.
Разработчики обещают обеспечить задержку менее 35 миллисекунд для 70% игроков по всему миру. Этого хотят достигнуть с помощью инициативы Riot Direct, в рамках которой компания вместе с провайдерами занимается перенаправлением трафика для снижения нагрузки на сеть и обхода или восстановления повреждённых каналов. Если Valorant «взлетит», Riot обещает расширять эту инфрастуктуру.
Эти технические моменты непосредственно связаны и самим геймплеем. Студия поставила перед собой задачу сократить до минимума «Peekers advantage» или попросту преимущество атакующего, когда из-за низкого качества соединения выбегающий из-за угла игрок на несколько мгновений раньше видит того, кто его ожидает.
В дополнение к этому в Valorant используются стандартизированные хитбоксы (у всех классов одинаковая зона регистрации попаданий) и система анимации, которая позволяет игроку мгновенно интуитивно понять направление движения и скорость противника. Последнее особенно сильно выделяет шутер Riot на фоне CS:GO — сразу видно, где игра 2020 года.
В Riot также говорят, что Valorant чуть ли не с первого дня разрабатывалась вместе с античит-системой. Это, например, позволило студии сделать волхаки практически бесполезными. Сетевой код шутера написан так, что клиент получает информацию о расположении противника в самый последний момент. Это значит, что для таких читов действует «туман войны» — им в теории неоткуда брать информацию для того, чтобы злоумышленник мог смотреть сквозь стены.
Кроме того, разработчики отмечают, что стрельбу и перемещение в пространстве на 100% просчитывает сервер, так что телепортация или «режим бога» технически должны быть невозможны. Даже прицел в Valorant не меняет свой цвет, чтобы читер не мог привязать к этому автоматические выстрелы.
Античит игры называется Vanguard и полностью разработан внутри студии: он будет изучать поведение игроков с помощью машинного обучения и, конечно же, репортов.
Читеров планируют выявлять не только в привязке к их аккаунтам, но и по другим параметрам. В компании говорят, что у неё есть способы банить нарушителей, даже если они создадут новый профиль. Также Riot намерена бороться и с разработчиками читов.
Мир и персонажи
Сюжетно Valorant не связана с League of Legends. Это полностью новая франшиза. Действие игры происходит на Земле, и все её персонажи технически — люди, просто с суперспособностями. Каждый агент — представитель определённой страны, и только у одного из них нет известного места назначения.
В Riot отмечают, что в Valorant на первом месте стоит всё же геймплей. У каждого героя будет своя биография, и каждая карта будет раскрывать какое-то важное событие в мире шутера, но в целом сюжет тут должен оставаться на фоне.
Планов по выпуску PvE-контента или полноценной кампании у разработчиков пока нет, но если аудитории это будет интересно, студия рассмотрит и такой вариант.
Всего журналистам показали 8 персонажей, хотя на старте планируется десять.
Ключевые моменты про монетизацию, платформы и дату старта
Трейлер с геймплеем
Ролик почему-то выложили в 30 FPS, что, конечно, не лучшим образом показывает игру, заточенную под 144 Гц и более.
Официальный сайт
Что в итоге
Должен признать, что я отправлялся на закрытый показ Valorant со скепсисом, но после демонстрации игры мне пока по большому счёту нечего ей предъявить. Всё, что нам представили разработчики, выглядело убедительно, у самого шутера есть потенциал, а Riot в данном случае выглядит как компания, которая знает, чего хочет аудитория.
Главный имиджевый минус Valorant, пожалуй, в том, насколько сильно она похожа на CS:GO. Игра Riot ощущается как агрессивное нападение на шутер Valve, которому в этом году исполняется восемь лет и который при этом продолжает бить рекорды в Steam. При этом Valorant язык не поворачивается назвать клоном — похожи в ней только базовые вещи.
Презентация Valorant была по-хорошему открытой и «гиковской». Разработчики честно признавались, что впереди их ждёт множество ошибок, но поскольку релиз в таких случаях — простая формальность, их можно будет исправить — одну за другой. Ну и наделать новых, конечно.
Когда мы обсуждали шутер Riot с коллегами из итальянского Multiplayer.it, они отмечали что у Valorant действительно есть шансы стать очень большой игрой — уже только один дизайн карт достоин внимания. У авторов League of Legends в наличии и кадры, опыт и деньги, чтобы достигнуть успеха. Впрочем, даже самые крупные студии не застрахованы от стратегических ошибок и проблем в руководстве, так что гадать тут бесполезно — всё зависит от следующих шагов разработчиков.
Я не могу спрогнозировать, что будет с Valorant через год или через пять, но игра сейчас ощущается как осовремененная версия CS:GO для тех, кому надоел CS:GO. Примерно как Overwatch когда-то переманивала к себе часть аудитории Team Fortress 2 и других популярных шутеров. И уже только это звучит как путь к успеху, не говоря уже о том, что у Riot есть опыт с превращением League of Legends в глобальный феномен.
На ивенте для прессы разработчики неохотно говорили о монетизации, но не умалчивали о ней что-то, а просто явно считали, что это, наверное, самая неинтересная часть их игры. Все методы и все схемы уже отработаны на LoL, так что студия сконцентрирована прежде всего на том, чтобы игроки просто попробовали Valorant и втянулись в неё. Со стартовой ценой в ноль рублей эта цель кажется более чем реальной. Зачем верить на слово, если можно просто попробовать?